суббота, 23 сентября 2017 г.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави


Где пролегал великий шёлковый путь, на краю Казахстанской степи стоит великолепная надгробная мечеть. Здесь поклоняются, воспевают, прославляют величайшего человека Ходжа Ахмеда  Яссави. Именно здесь в Туркестане он жил и учил своих учеников и умер в 1166 году. Он являлся крупнейшим религиозным  просветителем Центральной  Азии.

Именно Яссави  принёс казахам ислам. Он прекрасно сочетал ислам с культурой степных народов.  Казахи по сей день чтут традиции кочевников. Привязывают ленточки, чтоб охранять скот и юрту

Городок Туркестан находится на юге республики. Сюда издалека стекаются большое количество людей,  паломники и туристы. Здесь погребён родоначальник суфизма. Направление ислама господствующее в Центральной Азии. Яссави- это святой простого народа.

В XIVвеке владыка мира Тимур повелел выстроить надгробный памятник. Он и в настоящее время приводит людей в изумление. Высота свода первого зала30 метров.  На сорокаметровой высоте раскинулся центральный купол. Изящно выглядит  мозаика плиток на кирпичных фасадах.

Для Тимура мавзолей был так же и лабораторией, здесь испытывалась кладка куполов. Персидские мастера принесли сюда высокое искусство  керамической глазури.  Это здание одно из прекраснейших эпохи тимуридов. Именно здесь появилась яркая голубизна куполов. Позже этой голубизной засияла столица Тимура Самарканд.

Тимур любил власть и строительство искусство. В XIV ему принадлежала вся центральная Азия и ещё полмира. Он строил не только в честь покойных святых, но и для устрашения врагов. Вражеские войска должны были замереть. Архитектура как предостережение. «Неприятель взгляни на наши величественные постройки и узнай о нашем величии и нашей силе».

Сам же Ходжа Ахмед Яссави жил очень скромно. Сорок дней в году он постился под землёй, его подземную мечеть обнаружили рядом с мавзолеем. Здесь он учил, доносил в доступной форме классический  арабский. Степным народом, не умеющим читать, он писал стихотворные рифмы, которые они  изучали наизусть. Он открыл  для них путь к богу — путь чувства, путь суфизма.

Даже сейчас каждый вечер в 8 часов встречаются суфисты для богослужения, созданного когда-то Яссави. В течении двух часов верующие концентрируют свои мысли на боге, при пении или без него. Возносят хвалу всевышнему, применяя дыхательной техники. Пока не ощутят его близость, пока не почувствуют его. Ходжа умело использовал доисламские заклинания духов и шаманизма. Его теория: «Не знание, а чувства воздействуют на веру»

Сегодня приезжают к нему поклониться разные люди: с больших городов, крестьяне. Все пытаются осмыслить себя и как личности и как часть казахского народа. Поверие гласит здание хранит в себе благодать святого, её можно почерпнуть прикоснувшись к камням.

Внутри здания паломники читают молитву у казана. Казан – бронзовая чаша в две тонны, выполнена искусно, сам Тимур создал её проект. Чаша наполнена подслащенной водой.

Мы держим путь к погребальной камере.  Здесь, более девятисот лет, покоится прах Ходжа Ахмеда Яссави. Поэт и мистик, перед которым благоговеет народ. Над его могилой взмывает купол бирюзовый, как свободное небо Казахстана.

С тех пор как существующие ценности рассыпались в прах, люди задаются вопросом: «Кто мы, откуда мы пришли, какими мы хотим быть???»

Мы покидаем мавзолей но ещё долго будем вспоминать своё паломничество.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ата – Ана.

 « Гайып Ерен Кырык Шилтен« или Ата – Ана. Сорок невидимых ангелов подарили людям два символа. Две  могучих скалы, которые стоят ...